Доклад В. Леонова на писательском форуме в Шатуре

18 февраля 2023

18 февраля 2023г. в г. Шатура состоялся Московский областной писательский форум

"ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

На форуме с докладом выступил Секретарь Союза писателей России, член Правления Московской областной организации СП России В.Л. Леонов из г. Ступино, Московской области.

ТАРАС БУЛЬБА ‒ ЗНАМЯ ИЛИ ЖУПЕЛ?

"С таким названием осенью 2022 года вышла моя книга. Нисколько не удивляюсь тому, что даже постановка такого вопроса вызывает, мягко говоря, возмущение у поклонников Николая Васильевича Гоголя. Бог им судья. А я осмелюсь им предложить очень внимательно прочитать и осмыслить написанное в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Причём отнестись к ней так, словно впервые узнали о её существовании и не знакомы ни с какими оценками и версиями её толкования, тем более с официально принятой в России. Предлагаю осмыслить повесть только на основании своего восприятия и понимания её содержания.

Провести такую работу меня побудил фильм «Тарас Бульба» режиссёра В.В. Бортко. Скажу откровенно, что досмотреть до конца этот фильм у меня не хватило сил. В нём нет действительно русского героя, русских казаков, которыми можно было бы гордиться. Показана кучка омерзительных разбойников, ведущих разгульный образ жизни, погрязших в пьянстве, совершающих набеги на мирные города и сёла и время от времени кричащих о любви к Русской земле и преданности ей и русской православной вере. Много жутких, кровавых эпизодов. Подумал, что это очередное современное очернительство русской истории, русского характера, русского славного казачества.

Обратился к первоисточнику ‒ к самой повести. Каково же было моё удивление и разочарование! Оказывается, фильм очень правдиво отразил то, что написано Н.В. Гоголем. Как-то жутко стало. Величайший русский писатель – и такое презрение к русскому народу! У него русские казаки ‒ это сборище разбойников в Сечи, ведущих разгульный образ жизни: пропивают всё, что добывают в периодических разбойных набегах. Им ничего не нужно: ни семьи, ни благоустройства своего и Родины. Только жить в Сечи, пьянствовать и совершать набеги! И всё это они прикрывают громкими словами: «Постоим за Русь, за русскую святую православную веру!». А саму Русь они не желают обустраивать, а о вере они вспоминают, когда кончается награбленное и нужно идти за добычей. А то, что они при набегах проявляют, подобно фашистам, дикую жестокость, оправдывается призывами: «Постоим за нашу святую русскую веру!».

Не хочется думать, что у Гоголя это получилось случайно, что он хотел показать бесшабашную удаль казачества, его преданность вере и Отечеству, что такой образ жизни казачества и есть то великое достоинство нашего народа, которым нужно гордиться и восхищаться. Гоголь не такой. У него нет необдуманных слов, сюжетов, повествований. Значит, он и задумывал в этой повести выразить своё презрение к русскому народу и, в частности, к казачеству, а попутно ещё приложил и евреев, причём гипертрофированно.

Сомневаюсь в том, что у Гоголя имелись какие-либо достоверные первоисточники, детально (подчёркиваю – детально) описывающие бытовую и военную жизнь казаков в Сечи XV в веке. Всё, что написано в повести, на мой взгляд, есть не что иное, как выдумка, причём целенаправленная, самого автора. И, значит, он осознанно изобразил выдуманный им разбойничий характер запорожских казаков, которые по сути своей являлись, говоря современным языком, бомжами. А сама Запорожская Сечь, изображённая Гоголем, была приютом этих бомжей, то есть Запорожским бомжатником. И никаких надежд на исправление «скотского» образа жизни Гоголь осознанно не даёт.

И только один народ у него в этой повести вызывает восхищение и умиление – это поляки. Когда сравниваешь описания русских, евреев и поляков, то явно видишь разные тона и краски авторского отношения к этим народам.

Приведу несколько наиболее характерных фрагментарных выдержек из повести, хотя вся она, каждая её страница, без исключения подтверждают моё мнение о замысле Гоголя.

ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Действия в повести разворачиваются якобы в XV веке на территории современной Украины и Польши. Причём эти земли Гоголь почему-то называет первобытной Россией и полукочующим углом Европы. И эти земли в XV веке якобы терзали набеги монгольских нехристианских хищников.

«Это был один из тех характеров (о Тарасе ‒ В.Л.), которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских (? – В. Л.) хищников».

Согласно официальной истории, неукротимые опустошительные набеги «монгольских хищников» на Русь, в том числе южную, относятся к первой половине XIII века. Тогда же, по сведениям официальной истории, произошло полное порабощение и закабаление Руси – установилось, так называемое, татаро-монгольское иго. Прекратились многочисленные неукротимые набеги «монгольских хищников», на Руси установилась относительно спокойная жизнь, при которой строились монастыри, города, развивались промышленность, сельское хозяйство, искусство. Стараниями Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского создавалось Русское централизованное государство, возросшее могущество которого позволило избавиться от ига военным путём. В 1380 году произошла Куликовская битва, в результате которой Русь освободилась от ига «монгольских хищников». То есть во второй половине XIV века уже были полностью прекращены какие-либо неукротимые опустошительные набеги азиатских монгольских «хищников» на Русь. В XV веке (в 1480 году) «монгольскими хищниками» была предпринята последняя попытка набега на Русь. Закончилась она бесславно: постояли «хищники» на Угре, постояли и удалились восвояси. Иван III Великий не позволил им опустошить уже Московскую Русь, тем более дойти до южных российских земель. Эти сведения изложены во всех официальных исторических источниках. Таким образом, никаких монгольских хищников в бассейне Днепра в XV веке не могло быть, а сообщение Гоголя о них в вышеприведённой цитате является, мягко говоря, выдумкой, не соответствующей действительности.

Более того, согласно официальной исторической версии, в XV веке эти земли входили в состав цивилизованного государственного образования Великое княжество Литовское, великие князья которого считали себя русскими. А поляки здесь «очутились» только в 1569 году ‒ возникла Речь Посполитая.

В связи с этим южная Россия XV века (территория современной Украины с Донбассом) не могла быть первобытной и полукочующим углом Европы и не была частью Польши. По моему убеждению, это была великая Русь, созданная Святославом, Ольгой, Владимиром Крестителем, Владимиром Мономахом, Ярославом Мудрым за полтысячелетия до времён Тарасовых! Вопрос: знал ли Гоголь историю Руси до XV века, да и после? Или же намеренно её исказил?

ИМЕНА ЗАПОРОЖЦЕВ

Печерица, Козолуп, Кирдяга, Густый, Ремень, Колопёр, Бородавка, Голокопытенко… Вот такие «прекрасные» имена православных русичей, которых Гоголь саркастически величает: «степенные, уваженные по заслугам всею Сечью, седые, старые чубы, бывавшие не раз старшинами», а также «благородные витязи, отважные, храбрые рыцари, имеющие рыцарскую доблесть и честь». Не важно, это имена или прозвища. Других «обозначений» этих «рыцарей» писатель не даёт.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАРАСА

Итак, по разумению Гоголя, Тарас Бульба мог возникнуть только на диком, полукочующем, углу Европы, каковым являлась вся первобытная южная Россия XV века. Следовательно, и его характер должен был полностью соответствовать первобытному уровню развития России. Таковым его и «сотворил» великий писатель.

Отношение Тараса к образованию:

«Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия – все это ка зна що, я плевать на все это!».

Отношение к семейной жизни:

«Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами в Запорожье, погулять… На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?» Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки».

Отношение к панночке, ради которой Андрий предал свою Родину, мать, отца, друзей.

Вот что думает о ней наш русский, православный христианин, «законный защитник православия»:

«Но тут же вспомнил он, что не в меру было наклончиво сердце Андрия на женские речи, почувствовал скорбь и заклялся сильно в душе против полячки, причаровавшей его сына. И выполнил бы он свою клятву: не поглядел бы на ее красоту, вытащил бы ее за густую, пышную косу, поволок бы ее за собою по всему полю, между всех козаков. Избились бы о землю, окровавившись и покрывшись пылью, ее чудные груди и плечи, блеском равные нетающим снегам, что покрывают горные вершины. Разнес бы по частям он ее пышное, прекрасное тело» (выделено мною – В. Л.)

По-моему, комментарии к этой изящной поэзии садистских мыслей Тараса излишни. Не думаю, что такие мысли Тараса Бульбы Гоголь считал достойными восхищения.

Речь Тараса перед битвой:

« – Я угощаю вас, паны-братья, – так сказал Бульба, – не в честь того, что вы сделали меня своим атаманом… Перед нами дела великого поту, великой козацкой доблести! Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами! Да за одним уже разом выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурменству … Так за веру, пане-братове, за веру! …

– Теперь последний глоток, товарищи, за славу и за всех христиан, какие живут на свете!» – продолжал Бульба. (выделено ‒ В.Л.)

И такие, сотворённые писателем, устремления русского народа – покорить всё человечество и принудить его принять русскую «святую православную веру», по мнению Гоголя, должны восхищать всё человечество или, по крайней мере, православных христиан? Ну, не может существовать святая русская православная вера без того, чтобы за неё не выпили! Обязательно за неё должны православные христиане выпивать! ‒ утверждает писатель.

Бульба продолжает:

«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». «Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а ... Нет, так любить никто не может!»

Конечно, что такое любовь, семья? – блажь, присущая только чужеземцам, зверям да гречкосеям. Православным козакам не нужна семья, не нужна семейная любовь. Они товарищи по духу, по своему разбойничьему духу. И уж точно таких товарищей-разбойников, как у русских, ни в каких землях нет.

«Благородные дела» Тараса после казни его сына Остапа:

«А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. "Ничего не жалейте!" – повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. "Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!" – приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении.»

И что же вело Тараса дорогой истребления всего и вся? Не свобода Украйны, а только месть за Остапа! Вот что руководило им, а не православная вера и любовь к Русской земле. Этим самым Гоголь намеренно срывает с Тараса маску защитника Руси и святой православной веры и показывает его настоящую разбойничью сущность.

«Нет таких товарищей, как в Русской земле, ‒ восклицает Тарас. ‒ И так любить, как русская душа, никто не может… Не жалейте никого! Ибо только мы можем так любить! В том числе младенцев, сгораемых в кострах» .

Неуёмна первобытная сущность русичей! Даже на костре Тарас не успокоился, а всё ещё грозил миру: «Прощайте, товарищи! ... – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! (как будто бы они уже не узнали – В. Л.) Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»

Вот так: трепещите, дальние и близкие народы, встаёт Русский царь, никому не спастись – он обладает ещё большей «любовью» русского православного человека! Хотя, казалось бы, куда ещё больше! Это ли не разжигание ненависти у всех народов мира к русскому народу?

ОПИСАНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

«Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой… Оно не было какое-нибудь сборище бражников, напивавшихся с горя, но было просто какое-то бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на все прошедшее и с жаром фанатика предавался воле и товариществу таких же, как сам, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей… они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов… по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки… имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично БЛАГОРОДНОМУ (выделено мной – В. Л.) человеку быть без битвы.»

Как только у запорожцев кончались деньги, они грабили жидов, проживающих в предместьях Сечи.

Ну чем не характеристика бомжей и бомжатника с «благородными» рыцарями-бомжами! Не налюбуешься на их неуёмное первобытное благородство!

«И часто в тех местах, где менее всего могли ожидать их (запорожцев – В.Л.), они появлялись вдруг – и все тогда прощалось с жизнью. Пожары охватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же на месте. Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу».

«…ходили по анатольским берегам, по крымским солончакам и степям, по всем речкам большим и малым, которые впадали в Днепр, по всем заходам и днепровским островам; бывали в молдавской, волошской, в турецкой земле; изъездили все Черное море двухрульными козацкими челнами; нападали в пятьдесят челнов в ряд на богатейшие и превысокие корабли, перетопили немало турецких галер и много-много выстреляли пороху на своем веку. Не раз драли на онучи дорогие паволоки и оксамиты».

Много награбили, но всё пропивали. «Все спустили по-козацки, угощая весь мир и нанимая музыку, чтобы все веселилось, что ни есть на свете… Такие-то были козаки, захотевшие остаться и отмстить ляхам за верных товарищей и Христову веру». Это ли не издевательская насмешка Гоголя над русскими!

Слова Гоголя о том, что будет после разгрома запорожцев под городом Дубно:

«Будет, будет все поле с облогами и дорогами покрыто торчащими их белыми костями, щедро обмывшись козацкою их кровью и покрывшись разбитыми возами, расколотыми саблями и копьями. Далече раскинутся чубатые головы с перекрученными и запекшимися в крови чубами и запущенными книзу усами. Будут, налетев, орлы выдирать и выдергивать из них козацкие очи. Но добро великое (издевается Гоголь – В. Л.) в таком широко и вольно разметавшемся смертном ночлеге! Не погибнет ни одно великодушное (! – В.Л.) дело, и не пропадет, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава».

Вот такая «козацкая слава», вот такое «добро великое», вот такие «великодушные дела»: обложили мирный город, садистски убивают детей, женщин, уничтожают деревни, города, поля, скот, посевы, совершают разрушительные, опустошительные набеги на русские, польские, турецкие и другие земли, всё награбленное добро пропивают за веру православную, угрожают всему миру покорением и установлением только своей русской православной веры – и за всё это им вечная слава, о которой долго в веках будет рассказывать седой бандурист.

В Малой Азии «Запорожцы переели и переломали весь виноград; в мечетях оставили целые кучи навозу».

Оценивая все «добрые, великодушные дела» запорожских разбойников, Гоголь восклицает: «И пойдет дыбом по всему свету о них слава, и все, что ни народится потом, заговорит о них» (выделено ‒ В.Л.). Конечно, заговорит, потому что страшно жить рядом с такими русскими «козаками». У каждого народа волосы встанут (или пойдут?) дыбом от этой славы.

«Не жалейте никого! За православных людей, за православную веру никого не жалейте!» И за такую любовь и жалость к людям Кукубенко уверен, что Христос посадит его одесную себя! «Садись, Кукубенко, одесную меня! – скажет ему Христос, – ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь». Гоголь как бы говорит, что у русских и Христос такой же разбойник, если сажает одесную себя душегубов и хранит такую Русскую землю. «Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» ‒ восклицают погибающие запорожцы. Мол, мы жили хорошо на любимой Христом Русской земле, но пусть наши потомки живут ещё лучше. Это ли не очередная издёвка писателя! Христа-то зачем Гоголь «породнил» с бомжами-запорожцами?

О каких православных людях и православной вере говорит Бульба? Нормальные русские православные люди живут нормально, семьями, обустраивают быт, а если надо, встают на защиту себя и русской земли. А эти убийцы себя считают православными. Кто дал им право таким образом прославлять православие? Ответ может быть только один: Гоголь, чтобы убедить всех в варварстве русского народа.

О ПОЛЯКАХ

Гоголь описывает поляков, их земли, города с восхищением, с восторгом, применяя самые восхитительные эпитеты. У поляков и богатейшие земли и лучшие замки, и величественные аббатства, и храбрые витязи, один краше другого, и добрые и мудрые короли, которые случайно очутились на землях «первобытной России», преобразили их в процветающий цивилизованный край, «…когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников»,

«Короли польские, очутившиеся вместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя и отдаленными и слабыми, поняли значение козаков и выгоды такой бранной сторожевой жизни.Под их отдаленною властью гетманы, избранные из числа самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидел; но в случае войны и общего движения в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа только червонец платы короля … Кончился поход – воин уходил в луга, пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак». (выделено мною ‒ В.Л.)

«Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы».

По утверждению Гоголя, местные (русские) князья не сумели сплотить народ на этом «полукочующем углу Европы» для сопротивления нехристианским хищникам, побросали всё и трусливо разбежались. Ну, что поделаешь – русские ведь! И не просто русские, а русские «всей южной первобытной России» XV века. Спасти всю первобытную Россию, конечно же, смогли только случайно очутившиеся здесь славные польские короли ‒ властители сих пространных земель. Да и ополяченные козаки сих пространных земель, не в пример запорожским бомжам-разбойникам, были прилежными семьянинами и обладали необыкновенными способностями во всех мирных ремеслах, а в случае войны в течение восьми дней собирались в мощное ополчение.

У поляков даже часовые вполне приличные, цивилизованные люди: «двое (в тюрьме ‒ В.Л.) часовых играли в какую-то игру, состоявшую в том, что один другого бил двумя пальцами по ладони».

А разве сравнится описание прекрасной панночки с описанием русской женщины ‒ жены Тараса!

Жена Тараса: «…слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. … Она терпела оскорбления, даже побои; … она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей … Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».

Польская женщина: «Он (Андрий ‒ В.Л.) поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте»… «Прекрасная полячка…, красавица была ветрена, но глаза ее, глаза чудесные, пронзительно ясные…». «… ее чудные груди и плечи, блеском равные нетающим снегам, что покрывают горные вершины. … ее пышное, прекрасное тело».

Очень красочно преподнесён образ постепенного перехода Андрия из тёмного царства своей жизни в Сечи к светлому цивилизованному миру поляков: от спящей пьяной орды козаков чуть ли не ползком по тёмному, узкому подземному коридору, затем в небольшое подземное пространство, но уже немного освещённое цивилизованной лампадой у католической мадонны; потом в просторный светлый храм, в котором с горделивой кротостью и цивилизованным достоинством духа, молились поляки.

«У одного из алтарей, уставленного высокими подсвечниками и свечами, стоял на коленях священник и тихо молился. … Окно с цветными стеклами, бывшее над алтарем, озарилося розовым румянцем утра, и упали от него на пол голубые, желтые и других цветов кружки света, осветившие внезапно темную церковь. Весь алтарь в своем далеком углублении показался вдруг в сиянии; кадильный дым остановился на воздухе радужно освещенным облаком. Андрий не без изумления глядел из своего темного угла (вот оно: тьма – казачество и свет – поляки – В.Л.) на чудо, произведенное светом. В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь. Он становился гуще и гуще, разрастался, перешел в тяжелые ропоты грома и потом вдруг, обратившись в небесную музыку, понесся высоко под сводами своими поющими звуками, напоминавшими тонкие девичьи голоса, и потом опять обратился он в густой рев и гром и затих. И долго еще громовые ропоты носились, дрожа, под сводами, и дивился Андрий с полуоткрытым ртом величественной музыке».

Какой слог, какие эпитеты, какой восторг! Вот какие цивилизованные поляки! Вот он – свет для Андрия! Конечно, после такого он не захочет вернуться в стойбище храпящих пьяных козаков, немытых разбойников, в свой тёмный угол.

Андрий хотел приобщиться к цивилизации поляков, но породившая его первобытная, полукочующая Россия не позволила этого: Я тебя породила, я тебя и убью!

О ЕВРЕЯХ

В повести евреи ‒ это рассобачие жиды, трусливые и алчные. «Вечная мысль о золоте, как червь, обвивает душу жида … жид самого себя украдёт, когда только захочет украсть.

Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок.»

Обращение казаков с жидами:

«Жидов расхватали по рукам начали швырять в волны Днепра. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались в воздухе…»

Грязная или Жидовская улица «потому что здесь действительно находились жиды почти со всей Варшавы. Эта улица чрезвычайно походила на вывороченную внутренность заднего двора … Тут все состояло из сильных резкостей: трубы, тряпки, шелуха, выброшенные разбитые чаны. Всякий, что только было у него негодного, швырял на улицу, доставляя прохожим возможные удобства питать все чувства свои этой дрянью. … Куча жиденков, запачканных, оборванных, с курчавыми волосами, кричала и валялась в грязи…»

«грязный жидовский проспект», «тощий жид… покрытый морщинами, с преогромною верхнею губою… размахивал руками…, часто плевал на сторону и, подымая фалды полукафтанья, засовывал в карман руку и вынимал какие-то побрякушки, причем показывал прескверные свои панталоны».

«Рыжий жид … сделавшись в своих чулках и башмаках несколько похожим на цыпленка, отправился с своею жидовкой во что-то похожее на шкаф. Двое жиденков, как две домашние собачки, легли на полу возле шкафа.»

Можно ли уважительно относиться к такому народу? Можно ли этот народ, жидов, считать людьми? Конечно, нет, – говорит Гоголь, ‒ цыплятами, собачками, червями, жидёнками: кем угодно, только не людьми.

Не могу понять, почему фильм «Тарас Бульба», сделался в России культовым. Почему все умиляются и гордятся «русским героем Тарасом Бульбой» – вот, мол, наш ориентир, наше знамя! Почему очарованные Тарасом Бульбой не желают видеть того, что написано в повести и показано в фильме? Убеждён, этот фильм – очередная провокация против русского и еврейского народов: «Опять русские берут на свой щит разбойника, душегуба Тараса Бульбу. Чуть-чуть оправились после развала СССР и снова за своё – бойтесь, далёкие и близкие народы, грядёт Русский царь, и у него в войске обязательно будет Тарас Бульба. А с ним обязательно будут алчные жиды со своими жидовками и жидёнками».

Этот омерзительный фильм и эта повесть не могут способствовать патриотическому воспитанию российского народа, тем более детей и подростков.

И было бы не так омерзительно читать эту повесть, если бы Гоголь не упоминал русских, Русскую землю, православную русскую веру, Русского царя. Весь образ разбойничьего характера кучки запорожских бомжей он умышленно распространил на всё русское казачество, на весь русский народ, которые к разбою и детоубийству не имеют никакого отношения. Так Гоголь заклеймил Русь и русский народ на веки вечные. Теперь в любые времена читатель, прочитав повесть или посмотрев фильм, будет ужасаться от русского православия и ждать с ужасом прихода Русского царя.

Не исключаю, что, в том числе под воздействием этого фильма, появились многочисленные «факты» зверства и насилия советских воинов на освобождённых от фашистов территориях Европы: в Польше, Германии и т. д. Как же, если их знамя Тарас Бульба, то и они такие же первобытные варвары.

Мне представляется, что Гоголь написал такую повесть с целью лишить русский народ и Россию славы победителя над Наполеоном. Прошло более 20 лет. Чтобы скрыть собственную неспособность отстоять независимость, а то и пособничество агрессору, европейцы стали потихоньку извращать историю, преуменьшая роль России в победе над Наполеоном. В конечном счёте, превратили Россию в агрессора, в жандарма, душителя европейских народов, а не освободителя. Думаю, в этом процессе впереди была Польша. Нужна была какая-то историческая, идеологическая подпорка такому извращению истории. С изготовлением такой подпорки с высоким мастерством справился великий писатель с польскими корнями Николай Васильевич Гоголь-Яновский, написавший повесть «Тарас Бульба».

Такое же проделывают и сейчас с освободительной ролью советского народа в годы Второй мировой войны. И, как всегда, «впереди планеты всей» «просвещённая» Польша.

Гоголь, сотворяя зверства русского народа в образе запорожских бомжей XV века, окунулся глубже – в древнейшие времена Владимира Мономаха и «Слова о полку Игореве». Это следует из схожести некоторых описаний в повести с «Рассказом Мономаха о своей жизни» и «Словом о полку Игореве». Приведу некоторые примеры.

Из «Рассказа Мономаха о своей жизни»:

«...и я опять пошёл в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; … а на другую зиму со Святополком под Полоцк. И выжгли Полоцк. Он пошёл к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов…». «И Всеслав Смоленск пожёг … В том походе за Всеславом пожёг земли и повоевал её до Лукомля и до Логожска. Затем на Друцк войною и опять в Чернигов».«На ту пору ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нём ни челядина, ни скотины».

Из «Слова о полку Игореве» о разбойных походах русских князей:

«Рано на рассвете в пятницу русичи легко разбили половецких стражников. И, рассыпавшись по станице, словно стрелы, захватили красавиц половецких, а с ними драгоценности, и богатые ткани, и драгоценные бархаты, охабни, плащи, шубы, и другое половецкое узорочье». «Чёрная земля копытами была вспахана, костьми была засеяна, кровью была полита. Горе великое взошло по всей земле Русской». «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по всей земле щедро сеял». «В то время терзали землю Русскую походы Олега Гориславовича. При нём засевалась и обильно прорастала усобицами земля Русская. Погибали мирные устои… В княжьих крамолах сокращалась жизнь человеческая. Тогда по Русской земле редко услышишь окрики пахарей.» «… и покатились стоны и рыдания по всей земле Русской; и мечут жар полыхающие огнём окрестности».«На Немиге головы на землю сыплются снопами, молотят их цепями булатными, жизни на ток сваливают и отделяют там душу от тела. Немиги кровавые берега не навозом были усыпаны, засеяны костями Русских сынов».

«Тарас Бульба»: «… подвигнулась бы самая сырая земля и степова трава поникла бы от жалости долу»

«Слово о полку Игореве»: «Никнет трава от скорби и жалости, а дерево от горя к земле склонилось…»,

«Тарас Бульба»: «Это было какое-то беспрерывное пиршество», «Казалось, больше пировали они, чем совершали поход свой», «Лучше б и не было того пира».

«Слово о полку Игореве»: «Там пир завершили свой храбрые русичи …».

Ничем запорожские козаки пятнадцатого века не отличаются от поганых русских князей душегубов и половцев двенадцатого века! И поэтический стиль Гоголя подобен стилю автору «Слова», и образы подобны.

У В. Мономаха и в «Слове» речь идёт о Русской земле и о Половецкой земле. Где: Русская земля ‒ Киевское княжество и княжества, расположенные вблизи Киева; Половецкая земля ‒ территории юга и юго-востока современной Украины.

У Гоголя в роли Русской земли – оккупированная польскими королями западная и центральная части Украины, то есть та же Киевская Русь – Русская земля; в роли Половецкой земли выступает Запорожская Сечь ‒ те же южные и юго-восточные территории современной Украины.

Таким образом Гоголь сотворил сфальсифицированную историческую неизменность варварства русского народа на протяжении многих веков. Он осознанно, я в этом убежден, показал, что ничего не изменилось в характере русского народа: каким он был первобытным варваром на полуазиатском углу просвещённой Европы на протяжении почти тысячелетия, таким и остался. Ничто не может его изменить, даже сожжение на костре. Возрождается он из пепла, как птица феникс, и каждый раз «будущей же весной» прибывает «сюда вновь да хорошенько» гуляет. «… и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..». Трепещите народы «дальние и близкие»!

Повесть «Тарас Бульба» является актуальной и в наше время. Она очень ярко высвечивает непрекращающуюся веками и особенно усиливающуюся в наши дни информационную войну против России и российского народа, изуверские формы русофобии и антисемитизма, которые «с такою чудной силой» проявились в творчестве Николая Васильевича Гоголя-Яновского."

Владимир ЛЕОНОВ